Как появилось кресло-коляска — важное, а подчас и незаменимое средство передвижения людей с ограниченной мобильностью?
Первое упоминание о неком прообразе кресла-коляски на колесах пришло из Китая. В III веке тележка на колесиках использовалась для перевозки больных к «Фонтану молодости» — мистическому источнику, обладавшему целительной силой.
Известно, что кресло-коляска было специально изготовлено для испанского короля Филиппа II в 1595 году. Это было инвалидное кресло, снабженное упором для ног и подлокотниками, а на концах ножек располагались маленькие колесики. Король совершал на нем ежедневные прогулки в саду.
В 1655 году появляется первое в истории самоходное кресло. Изготовил его англичанин Стефан Фаффлер в возрасте 22 лет.
Механическая коляска имела три колеса и приводилась в движение посредством рычага, который необходимо было вращать рукой.
В 19 веке появились коляски с ручным управлением — колясочник вращал, большие задние колеса руками, приводя коляску в движение. Но на улице пачкались руки.
И в 1881 году конструкцию дополнили внешним ободом. Инвалид вращал внешний обод, не касаясь колеса.
В 1933 Гарри Дженнингс сконструировал первую складную коляску из легкой стали, желая помочь своему другу.
В СССР массовое производство инвалидных колясок началось лишь в 1980х. Тысячи российских инвалидов получили возможность выезжать в город и путешествовать.
В 21 веке эволюция колясок для инвалидов вышла на новый уровень. Одними из лидеров являются российские конструкторы! Причем, детище русских изобретателей по ряду параметров превосходит аналоги зарубежного производства.
Например, коляска с нейроуправлением. Не нужно нажимать никаких кнопок — специальный нейрошлем улавливает импульсы головного мозга и передает их системе управления. Благодаря электромотору кресло-коляска способна двигаться в разных направлениях.
Как видим, научный прогресс не остановить, и история кресла-коляски еще далека от завершения. Несомненно, это средство реабилитации претерпит еще более удивительные трансформации.